top of page
1990 год
Западная стена пика Дхаулагири (8167) 1991 год
Первая самостоятельная казахстанская гималайская экспедиция на Дхаулагири (8167 м) прошла маршрут по Западной стене. Начальник экспедиции Казбек Валиев, старший тренер Ерванд Ильинский, спортивный состав: Валерий Хрищатый, Юрий Моисеев, Владимир Сувига, Анатолий Букреев, Виктор Дедий, Заурбек Мизамбеков, Владимир Присяжный, Артур Шегай, Александр Савин, Ринат Хайбуллин, Андрей Целищев.
По традиции перед восхождением служитель культа у портрета ламы повязал каждому на шею красные шнурки – на счастье и удачу, и только у Дедия шнурка не оказалось, потому что он снимал ритуал на камеру. Во время установки первого лагеря от готовил место под палатку, приподнял каменную плиту, поскользнулся, упал и камень придавил кисть, в итоге он не сходил гору.
Перепад высоты от базового лагеря (3900 м) до вершины (8167 м) огромный, маршрут комбинированный, сложный в среднем поясе. От лагеря 2 до лагеря 3 около восьми веревок очень сложного лазания, с высоты 5500 две веревки очень сложного лазания прошла группа Хайбуллин – Целищев – Букреев. На горе команду застала страшная гроза: часа два стоял звон, треск и шипение, палатки светились. В эту ночь гроза убила на Манаслу итальянского альпиниста.
Все, кроме травмированного Виктора Дедия, побывали на вершине.
Ринат Хайбуллин -
Две веревки нависания в одном месте не мог пройти первая попытка – срыв, Андрюха ловит меня, вторая попытка собираюсь морально, концентрируюсь на прохождение, рычу, разминаюсь как перед маршрутом на соревнованиях пробую и опять падаю, Андрюха ловит, с тоской смотрю на участок затем на Андрея с вопросом может ты, он восклицает, знаю что делать, достает рис который нам дал лама Пфурбу перед стеной (20 дней назад), рис, он сказал поможет в трудный момент, надо помолиться и бросить в сторону проблемы, на мой вопрос что мы не умеем молиться сказал что можем просто кричать, свою горстку риса я отдал Андрею так как надо было класть в карман выше пояса у меня был костюм без нагрудного кармана. Андрей достает рис, бросает в сторону карниза, мы два здоровых, взрослых на полном серьезе что то кричим, и я начинаю движение, автоматически двигаюсь чуть ниже (здесь нависание больше) но использую зацепы на которых ранее я пытался идти ногами (участок траверса по карнизу) и ура, прохожу вбиваю последний скальный крюк вылезаю на лед вкручиваю ледобур, дальше ДОРОГА по льду, уже темно ночуем втроем с Букой и Андрюхой сидя.
Группа Хайбуллин Р., Целищев А., Букреев А.
На фото Хайбуллин, Целищев и Букреев перед выходом на обработку стены.
Нижняя часть западной стены пика Дхаулагири
Средний лагерь на стене
Этот лагерь был теплый и уютный, хоть и сидячий. На фото Андрей Целищев.
Однажды прилетел камешек ударил касательно мне в правое плечо и также по касанию в левую ногу Андрюхе и вылетел дальше из палатки, кроме боли мы ничего не почувствовали, нашли потом небольшое сквозное отверстие в двуслойной палатке около 3х сантиметров.
Между "токсичным" Букреевым (Букой) я всегда просил лечь/сесть Андрюху Целищева.
В первые дни экспедиции, Толика от обжорства прохватил понос, доктор Макаров Валентин уже как несколько дней лечил его по последнему слову медицины, но результата не было, Бука нудил что Макаров плохой врач, Валентин мне жаловался что Бука его достал уже, со своим поносом и нытьем.
В очередной день жалоб и нытья Букреева, я сделал предложение его вылечить, от безысходности он согласился меня послушать (редчайший случай)), я сказал ему рецепт от Петра Казачок (Украина), который в свое время меня вылечил на поляне Москвина (Таджикистан). Надо насыпать полную ложку сухого черного чая вперемешку с сахаром, съесть это снадобье и запить стаканом теплой воды. Бука так и сделал, ему помогло - поноса не было)). На третий день он опять начал ныть, что не ходит в туалет по большому, что я его "убил" таким средством, я посмеялся и послал его. На четвертый день мы были в среднем "уютном" лагере, он вылез из палатки и затем вернулся счастливым с вестью что он сходил по "большому" мы конечно же "поржали" по этому поводу и передали в базовый лагерь эту радостную весть))
Ключевая часть маршрута
Средняя часть стены оказался самым сложным участком маршрута, скальный рельеф, местами с нависанием.
Скала монолитная, не камне опасная, все что летело сверху со страшным свистом пролетало над нами.
Скалы монолитные, не развалюха, но проблема была найти трещину для крюка страховки. За три дня обработки прошли 120 метров, навесили перила, 2 ночи спали в среднем лагере.
При срыве френд вылетел из трещины и ударил по лицу, полет был не больше 2 - 3х метров.
Верхняя ключевая часть маршрута
Верхняя часть ключевого участка стены, на третий день обработки прошли последние 40 метров и установили лагерь на леднике, вырубили ступеньку для сидячей ночевки.
Букреев на пункте перестежки, после второго срыва мы с Андрюхой начали кричат ему, что бы не стоял, а искал место для палатки, так как уже дело шло к ночи.
Бука повис на веревке покачался в разные стороны и гооврит вот это только место))
Лагерь в конце скальной стены, впереди ледовый склон, который выводит к предвершинному поясу скал и к предвершинному плато
Предвершинный лагерь (7800) и вершина
Ночь перед штурмом гроза рядом с нами молнии били в стену, после вершины решили переночевать и спускаться, это было ошибкой, с трудом спустились на следующий день, (Целищев спускался с риском срыва, я отстегнулся от всех веревок)
Неважно, сколько раз вас сбивали с ног, а сколько раз вы вставали.
bottom of page